Советский шагающий танк ШТ-1
В апреле 1937 года автобронетанковое управление Красной Армии выдало заводу №184 тактико-технические требования на разработку “бронированной машины нового типа” с массой до 50 тонн, защищенной броней толщиной не менее 60-мм с возможностью установки различных типов вооружения. Предлагалась возможность установки, в зависимости от назначения боевой машины, 107-мм пушки, 122-мм гаубицы, или 152-мм гаубицы. Вспомогательное вооружение состояло из 45-мм пушки, крупнокалиберного пулемета в качестве зенитного вооружения и 20-мм танковой автоматической пушки.
Несмотря на всю сложность поставленной задачи, КБ завода удалось справиться с ней, и к апрелю 1939 года новая боевая машина, по заводской нумерации объект 104, вышла на заводские испытания.
В течение года машина проходила заводские испытания, выявившие большое количество недостатков, которые устранялись по мере их выявления.
ЦАМО РФ, ф. 38 оп. 11356, д. 41 «Сведения военпреда ГАБТУ КА о выполнении заводом номер 184 заказа по изготовлению объекта 104»:
«Испытано пробегом 6 машин. В ходе испытаний выявились следующие дефекты :
а.) Замена дизель-мотора и электрогенератора по перегреву и малому давлению масла.
б.) Перегрев главного фрикциона.
в.) Ненадежная работа приводов наведения боковых башен.
г.) Высокая температура в боевом отделении.
д.) Неудовлетворительная работа механизмов гиростабилизации.»
В сентябре 1939 года, после устранения большей части дефектов, опытный образец об. 104, получивший во внутренней переписке новый индекс ШТ-1, был доставлен в Москву для показа членам правительства СССР и руководству КА.
Демонстрация новой боевой машины произвела большое впечатление на политическое и военное руководство страны, и было принято решение выпустить партию машин для войсковых испытаний.
Боевое крещение новые машины приняли во время советско-финской войны. ШТ-1, а также новые опытные танки Т-100 и СМК, были отправлены на фронт, где должны были пройти проверку в боевой обстановке. В последствии в документах индекс ШТ-1 был изменен на КВ, с целью дезинформации.
Отличавшийся крайне высокой проходимостью, ШТ-1 обладал почти полной неуязвимостью к действию противотанковых мин и ежей, а благодаря необычному внешнему виду, внушал страх и сеял панику в рядах вражеских пехотинцев. 152-мм гаубица позволяла с минимальным расходом снарядов поражать бетонные доты, при этом, броню боевого отделения снаряды финских 37-мм пушек не пробивали, также, в связи с большой высотой ШТ-1 бесполезны были и “коктейли Молотова”. Из недостатков была отмечена плохая обзорность, и большая мертвая зона основного вооружения.
Удачный опыт первого боевого применения убедил даже самых пессимистически настроенных военных о необходимости подобного вида боевой техники, и было принято решение о запуске ШТ-1 в серию.
На июнь 1941 года, по разным источникам, было выпущено от 20 до 30 ШТ-1, все указанные образцы поступили в западные военные округа, но к началу войны не были достаточно освоены экипажами, также ощущался недостаток запчастей для новой техники, которая требовала большое количество различной электротехнической арматуры.
В ходе приграничного сражения лета 1941 года все достроенные ШТ-1 были потеряны. Однако некоторые из них успели “засветится” в боевых отчетах немецких войск.
Из доклада 14-й танковой дивизии Вермахта:
«...
Впервые в ходе кампании на Востоке, в этих сражениях мы столкнулись с новым типом боевых машин и ощутили полное превосходство 55-тонных шагающих танков... Наши танковые пушки 5см. KwK могли пробить броню только в уязвимых местах и на очень малых дистанциях (меньше 200м)… Броня наших танков не является препятствием для 15 см. бронебойных снарядов, и даже близкий разрыв фугасного снаряда часто приводил к пробитию брони осколками...Имеющиеся факты и, кроме того, впечатление, что русские знают о техническом превосходстве своих бронеходов, должны быть своевременно проработанны, чтобы избежать вреда, наносимого нашим танковым войскам... Борьба с русскими бронеходами и танками при помощи 8,8см зенитных орудий или 10см пушек не может быть достаточна сама по себе. Оба типа орудий весьма громоздки и в большинстве случаев уже бывают обнаружены, взяты под огонь и уничтожены еще при попытке выйти на огневую позицию...Для противодействия тяжелым русским танкам и бронеходам на рассмотрение выносятся следующие детализированные предложения:
Разработать наступательные виды вооружения для борьбы с тяжело-бронированными целями:
a) Помимо иных модернизаций, для скорейшего улучшения ситуации немедленно произвести копии 26-тонного танка, а также использовать захваченные неповрежденные 55-тонные русские бронеходы. Для каждого танкового полка нужна одна рота.
b) Создать 10-см самоходное противотанковое орудие. Не менее шести орудий нужны для каждого танкового полка.
c) Создать новый тип боеприпасов с улучшенной во много раз пробиваемостью.
d) Создать более мощную мину, которая бы выводила из строя 55-тонный бронеход. Как пример, четырех германских мин недостаточно для выхода из строя 55-тонного бронехода.
Другие статьи и обзоры на эту тему:
Восток — дело тонкоеНовости, которые вы заслужили
Японцы отжигают.
До чего техника дошла…
25 смешных и честных иллюстраций, показывающих каково это иметь детей
Больше интересных и увлекательных статей:
Россия немало дала мировой высокой культуре, но, к сожалению, очень немного дала культуре бытовой. С бытовой культурой у нас всегда была беда. А...
Несколько минут назад авианосец США "Гарри Трумен" зашёл во Львовский морской порт...
Внимание! Фотограф Иван Хафизов собирает деньги на отличную книгу о русских наличниках. До конца проекта остаётся всего несколько дней, помогайте...
Сегодня в Уфе я случайно встретился с одним молодым человеком. Он приехал вместе с моим знакомым, который пригласил меня погулять по Уфе. Молодого...
После прогулки по одному из районов Уфы я возвращался к машине, надо было ехать аэропорт. Со мной было еще 3 человека: супруга, мой знакомый и Роман,...