Апостол Андрей Первозванный. Праздник, который способен объединить. Поздравляю!

Теги(категории) новости: Галерея
ГАЗЕТА ЧАСТНОГО ЛИЦА №ХХХ

Хелло, уважаемые!
Сегодня, в день святого Андрея Первозванного, мне хочется предложить Вам два текста. Один принадлежит перу Мурада Аджи, кумыкского писателя, философа и историка. Второй текст - стихи покойного Игоря Рослякова (в монашестве иером. Василия). Надеюсь, что эти разные тексты помогут Вам в осмыслении феномена русской души и истории. Мы дышим красивыми мифами, считаю. 





ТУМАН КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата крещения.Легенда об Андрее Первозванном, посетившем землю, где потом поднялся Киев, не более чем миф, появившийся в XII веке.

О деянии апостола сообщает авторитетнейший историк Церкви Евсевий Кесарийский со ссылкой на Оригена, но он говорит только о посещении святым Андреем Скифии*, то есть северного побережья Черного моря. Дальше каганата Великая Булгария апостол не ходил.* "Скифия" - у греков было словом собирательным, скорее географического оттенка, чем исторического или этнографического. Так называли земли, лежащие к северу от Черного моря, и народы, заселявшие их.

Греки "по своему невежеству" (выражение Н. М. Карамзина) именовали кельтами и скифами не единоплеменные (!) народы, а все население остальной Европы - Западной или Восточной.На Руси же веруют только в "сотворенного кумира": мол, Андрей Первозванный и есть первокреститель славян. Нет. Во времена апостола не было славян! Следовательно, крестить ему было некого.

Впрочем, это "путешествие" - вымысел от начала до конца. Только улыбку сожаления вызывает, по выражению Л. Мюллера, "анекдот, издавна ходивший по Руси". Например, у ильменских славян апостол изумился русской бане. Сочинители легенды не знали: у Ильмень-озера венеды (это еще не славяне!) появились не ранее V-VI веков, через пятьсот лет после смерти Андрея. И о какой "русской бане" речь, если изобретение это тюркское? "Бу-ана", в переводе означает "мать пара", то есть "парная".

Неутомимый Мюллер в своей замечательной книге "Крещение Руси" мастерски показал, как создавалась эта очередная легенда российской истории. Лишь невежество вдохновляло творцов ее. Слух пустили киевляне, новгородцы подхватили и дополнили. Дальше он рос как снежный ком, катившийся по мере продвижения власти Греческой церкви в этот самый последний уголок Европы, принявший христианство.

Славянам нужен был свой святой, своя история. Вот для пущей достоверности и обрастало деталями "путешествие" апостола Андрея по Руси.

Здесь не о чем даже говорить, что-то анализировать. Это - апокриф, то есть не признаваемое даже Церковью литературное произведение, однако и оно стало страницей "истории" Великой России. Дата рождения этого вымысла - времена Владимира Мономаха, когда историю переписывали с особым рвением. Тогда, в 1102 году, один из потомков князя получил имя Андрей, на Руси появились церкви, освященные в честь Андрея Первозванного, сложилась традиция богослужения в честь "первокрестителя Руси", о котором прежде не ведали. Откуда пришел на Русь этот вымысел? Опять-таки из Византии.

Там в IX веке была своя легенда об апостоле Андрее, якобы заложившем Константинополь и основавшем первую христианскую общину. Русские продлили маршрут его путешествия, только и всего. Но Византия действовала осторожнее, там о "пришествии апостола" вспоминали редко. При случае. Когда были политические причины (из-за них, собственно, и возникают легенды, выдаваемые за историю народов).

Российская же историческая наука делает вид, будто ничего не знает. Она даже не пыталась исследовать, кто стоял во главе русской Церкви, на каком языке велось богослужение, как и когда проходило крещение. Поверила Церкви на слово и замолкла. Впрочем, ее молчание и бездеятельность - к лучшему. Слишком уж деликатная тема. А неизвестно в ней все! Она - "белое пятно". Поэтому лучше не замечать, чтобы не проговориться и не сказать правды.

Тем не менее есть очень любопытные факты; они, конечно же, не позволяют утверждать что-то, а заставляют лишь задуматься над известными реалиями.

Например, в Киеве, да и не только там, храмы были задолго до официальной даты крещения Руси. Это доказано археологами. Действовала церковь Ильи Пророка на ручье Почайна, о ней упоминали византийские авторы. В городе были и другие церкви. Для кого служили они?

Здесь явно что-то не так, как утверждает официальная наука.
Выдвинута версия о неком "первом крещении" Руси. Версия изначально слабая, это признают все специалисты, но она есть. Потому что был повод для подобного предположения. Его дал константинопольский патриарх Фотий (820-890), который в Окружном послании упомянул, что варяги (русы), как и болгары, впервые познакомились с христианскими таинствами в 60-е годы IX века.

Из того же текста проступало и другое - к моменту написания этого послания киевляне имели своего епископа и известную Византии церковную иерархию! Как долго существовал епископат на Киевской Руси? Сколь велик он был? Кто был его Владыкой? Пока это так и остается непроясненным.

Ясности не прибавилось, когда ученые версию Фотия сопоставили с трудами императора Константина Багрянородного. В биографии своего деда Василия I Македонянина Константин приписывал ему честь крещения киевлян. Ему и патриарху Игнатию. Может быть, теперь все встало на свои места?

Нет. Мешает одно "но": патриарх Фотий жил раньше. И если уже он писал об известных ему христианах в Киеве, то патриарх Игнатий, следовательно, первым крестить их не мог...

Из упомянутых документов следует бесспорный вывод: в IX веке христианские традиции на Украине были. Значит, крещение так называемой "Руси" состоялось... до появления варягов. Невероятно, но факт. Других вариантов нет.
Христианство не изменилось и после захвата Киева Хельгом (Олегом). Тогда, в 882 году, за столетие до официальной даты крещения Руси, этот варяжский разбойник попытался навязать киевлянам свою веру Одинову, но те стойко противились. Пока язычники-варяги сами не признали крест.

Может быть, поэтому и называют украинцев "хохлами" - за особую душу, за ее приверженность Богу. Слово хохол с тюркского переводится возвышенно: сын неба. Наперекор страху "сыны неба" собирались на острове Святого Георгия, ходили в церковь Ильи Пророка на ручье Почайна. Даже в окружении князей-русов, захвативших Киев, появились христиане. Откуда?

Вот здесь и всплывают неизвестные подробности. Воистину, "у лжи короткие ноги". Оказывается, на территории нынешней России был Патриарший престол Восточной церкви. На Кавказе, в городе Дербенте. С 304 года! Руководили им тюркские священнослужители. Здесь крестились Европа и Ближний Восток. Отсюда основоположник Армянской церкви Григорий Просветитель вез на царской колеснице в сопровождении отряда всадников святой крест для Европы. Здесь были рукоположены и грузинские, и албанские, и сирийские, и коптские, и византийские епископы. Все это было до Вселенского собора 325 года... Как же можно забывать об этом!

В России самые древние в мире христианские храмы, а о них не знают. Потому что вычеркнута целая эпоха Истории.
Непростительно для христианина не знать и то, что в 449 году Эфесский церковный собор утвердил Скифскую епархию, куда входил Киев, вернее Баштау. А крестились киевляне, выходит, еще раньше...

Не только о крещении Руси сообщает "Повесть временных лет" легендарные истории. Взять, например, известие о крещении и помолвке киевской княгини Хельги (Ольги) с византийским императором Константином VII. И в этом эпизоде знаток истории Византии наверняка нашел бы подлог. Оказывается, император Константин до приезда киевской княгини был женат. А Хельга (Ольга) приехала уже христианкой! Так что о византийском ее крещении нет и речи.

Понимаю, нельзя быть категоричным - тема деликатная: в ней на каждое "за" оппоненты упрямо находят свое "против". Но факты, факты... В составе посольства русской княгини был киевский священник отец Григорий! Факт документальный. Как отвернуться от него? Сохранились сведения и о приеме киевской княгини в Константинополе, о нанесенном ею визите семье императора, о ее короткой дружбе с царицей Еленой. Язычников так не принимали.

Когда и где крестилась Хельга (Ольга)? Видимо, в интервале с весны 944 (после смерти мужа-язычника) до начала 946 года. Если же учесть, что обряд крещения взрослого человека занимал месяцы, то 945 год будет весьма вероятен.
Замечу, слова "весьма вероятен" не означают "окончательный" или "общепризнанный". Древлеправославный обряд крещения взрослого складывался из пяти актов, которые проходил каждый принимающий крещение. Таким образом, крещение растягивалось для одних на четыре-пять месяцев, для других - на годы.

А вот место ее крещения ученым разгадать не удалось. То ли сам Киев, то ли Брянск (Биринчи, Брянечьск назывался он тогда), там была духовная столица Скифской епархии. Но только не Константинополь. Не Византия.

Много загадок оставил тот визит. Неясна его цель. О чем киевская княгиня вела переговоры? Возможно, речь шла о статусе Киевской Руси, молодого государства. Возможно, о каких-то духовных проблемах - не случайно же княгиня крестилась перед поездкой. Возможно, с ее стороны была какая-то посредническая миссия в пользу Роутси - Скандинавии. Неизвестно.

Визит не дал никаких результатов, после него отношения между Киевской Русью и Византией не изменились.
Однако одна подробность все-таки обращает на себя внимание. Известие это вытекает из хроники магдебургского епископа Адальберта, который писал о своей поездке в Киев по просьбе княгини Хельги (Ольги). Поездка, знакомство с городом - все это интересно, но епископа поразило другое: киевляне выпроводили его восвояси. Вон! Латинослужитель оказался не ко двору. Для молодой христианки, какой была княгиня Хельга (Ольга), разницы между Восточной и Западной церковью не существовало. Почему?.. А вот это как раз и наводит на размышления! Случайно ли латинослужитель был в Киеве?

Киевляне считали себя приверженцами восточного обряда, поэтому выгнали епископа Адальберта. Значит, в отличие от своей княгини они разбирались и в нюансах религии...

Древлеправославие - забытая основа российского христианства.
И еще одну новинку нашел Л. Мюллер, разбирая родословные русов, киевских князей Святослава и Ярополка. Немецкий историк, которого трудно упрекнуть в предвзятости, придал значение известному факту, что Ярополк и его брат Вальдемар (Владимир) были от разных матерей. Шаг за шагом, исследуя их биографии, он установил, что в 70-е годы X века - заметьте, опять же до официальной даты крещения Руси! - в варяжском обществе Киева идеи христианства были популярны. Ярополк "сидел" на Киеве, его жена была христианка. Вальдемар княжил над венедами в Новгороде, где христианства почти не знали. А это как раз и объясняет многое. Например, то, что психология язычника всегда выдавала князя Вальдемара. Захватив Киев, он сразу же начал казни христиан. И еще оргии, они тоже из языческого обихода.

Так входил в историю России этот "креститель Руси".
Но что произошло с распутным князем в 987 году - загадка. Как следует из "Повести временных лет", в тот год он якобы пригласил к себе христианина, иудея и мусульманина для выбора веры. И выбрал. Хотя выбирать князю было незачем!
Нет, проблема выбора у него была. Но не религиозная, а геополитическая: на кого равняться Киевской Руси в международной жизни. Вальдемар взял курс на Византию. Он полагал, что следовать в фарватере восточной (а не западной!) политики желательнее. Вот в чем был его выбор: между Востоком и Западом, между религиями разных регионов мира. Оставаться внутри себя было нельзя. Это значило уйти в небытие, отойти от мировой культуры, торговли.
Когда же крестились Русь и сам князь? А столь ли это важно? Тем более, что в Греческой церкви дата крещения Руси не зафиксирована. Поэтому в середине XI века византийские писатели (Пселл и другие) называли Русь языческой страной.

Из чьих рук киевский князь принял крест, если в Византии не сразу узнали о крещении Руси? Тайна за семью печатями. Государственная тайна.

Боже, мы слышали ушами своими,
отцы наши рассказывали нам о деле,
какое Ты соделал во дни их...
Псалом 43

Импровизация на тему 
Псалом 43

Мы слышали сами от дЕдов своих,
А кто и писанья в наследство оставил,
О ратных делах, о молитвах святых,
Которыми Бог нашу землю прославил.


Какие свершил Он тогда чудеса,
Каких сыновей окрестил богатырских,
Чего только стоят послушника два,
Возросшие на сухарях монастырских.

Полки басурманские Бог истребил,
Вознёс над дубравами наши знамёна,
Хвалу каждый воин тогда возносил,
Целуя края почерневшей иконы.


Он видел, что землю не силой обрёл,
Не крепкой дружиной, а промыслом тайным,
Затем и с молитвой в сражения шёл,
Храня под рубахою Крест Православный.

А разве когда латинЯне пришли,
И деды псалтырь по земли уж читали,
К чудесной иконе не шли ль мужики?
И там под хоругви с мечём не вставали?

Хотим или нет, но величит нас Бог,
И я не на меч уповаю в сраженьи,
В речах — не на мудрость, какую сберёг,
А только на крЕстное наше знамЕнье.

Похвалимся Господом всякому дню,
Прославим Его и во всякие ночи,
Он хлеб подавал нам без меры к столу,
И даже порою запивкою прочей.

Но ныне Ты нас посрамил до конца,
Зачем Ты не ходишь с оружием нашим?
Позора и бед мы вкусили сполна,
Запив это всё панибратскою чашей.

Ты сделал нас притчей во всех языкАх
Позор наш во всякие дни предо мною,
И каждую ночь он стучится в висках,
И по дому крадётся тенью слепою.

Всё это нагрянуло бурей на нас,
И мы потерялись в земном бездорожье,
Нам души б забила б дорожная грязь,
Когда бы в них не было памяти Божьей.

Когда бы забыли мы Имя Твоё,
И рукоплескали кому-то другому,
То разве б мы вышли из ада сего,
С любовью такою же к роду людскому?

Но нас ненавидят за Имя Христа,
Скрепляют ругательства высшей печатью,
И входят со смехом в святые дома,
Молящихся там находя для распятья.

За что нам такая жестокая месть?
За что нам такие великие плачи?
Неужто врагам нашим нечего есть,
И мы от них хлеб по запазухам прячем?

О Господи, прежние дни помяни,
Воздай нам за скОрби Святой благодатью,
Тогда мы поднимем знамёна свои,
С двуглавым орлом и Христовым Распятьем.

 <198?>



Наноанонсы:
фотосъемка блюд для меню
Свобода начинается с туалета... Но как же тесен путь туда!
В любой культуре отхожие места и отношение ним интересны и познавательны. Отсутствия таковых — тоже. Ведь даже у древних майа были...

фотографии дочки фотографа
Прогулка год назад. Весна, Кузьминки, Василиса.
Прошлой весной я сделал эти фотографии. Теперь, я возвращаюсь к ним с цитатой своих мыслей.


фотосъемка портретов в кабинете
Портреты Сергея Миронова. Интервью. sergey_mironov
Редкая возможность для фотографа наблюдать за политиком во время кабинетной работы. И интервью.


портфолио: фотосъемка детей в студии
О подготовке ребенка к студийной фотосъемке
Два важных момента: выспаться, взять ребенку еду, О предстоящей фотосъемке стоит рассказать ребенку за несколько дней.  Смысл подачи в том, что это приключение, и возможность быть "кем хочешь". :)

репортажная фотосъемка из дома депутата :)
Репортаж из дома Светланы Ишмуратовой, чемпионки, депутата, мамы и т.д.
Если Вы уже начали забывать ее, как забывают спортсменов, то это олимпийская чемпионка по биатлону, двукратная. Карьеру закончила в Турине, а теперь она депутат Гос. думы.в
Источник публикации: kirill-kuzmin

Больше интересных и увлекательных статей:

Первое официальное видео Pacific Rim

История о том, как люди построили гигантских роботов, чтобы превозмочь гигантских монстров. Ждем красивый эпический батл.

Подробнее »

Как ловят рыбу сеткой рабицей

Это мечта любого рыбака, чтобы улов сам в сети залетал. Да еще прямо в забор. И такое случается не в сказках, а во время стихий на побережье США....

Подробнее »

История одной карьеры. Иван Давыдов о фантастических перемещениях слуг народа.

Много шуму вокруг. Президент в Кремле при большом стечении народу устроил затяжное шоу под неофициальным названием «Спина здорова, и я могу простоять у трибуны полтора часа». Официально, впрочем, представление по-другому как-то называлось, ну, да кто теперь вспомнит. Оппозиция Москвы и мэрия Москвы, объединив труппы, представили публике балаганный...

Подробнее »

Путин примет еще один цензурный закон

Один закон изумительнее другого. Вдовесок к интернет-цензуре, возрожденной статье о клевете и 282-ой УК РФ теперь планируется запретить упоминать...

Подробнее »

Новые правила установки рекламных конструкций

Больше всего меня раздражает рекламный мусор на улицах. Нет, я совсем не против рекламы, точнее я воспринимаю ее как неизбежное зло. Но когда это зло...

Подробнее »


© RulePanel 2018

Все самые интересные события, обзоры новостей и проишествий на одном сайте.